На заметкуНа заметку

image

Ученик - это

не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь.
 
image

Если ты нашел свой путь,

не спеши тянуть многих.Просто иди вперед, и однажды, оглянувшись, ты увидишь, как много людей идет за тобой.
image

Когда человек

готов учиться, учитель всегда найдется.
  • Запишись на пробную тренировку.

    Запишись на пробную тренировку.

    Посмотреть расписание и записаться на тренировку можно здесь. Читать целиком
  • 1

Се Куй (谢奎)

17 сен 2018

Наставник Сунь Сюй рассказывает о своем учителе Се Куе:

Наставник Се Куй (1897 - 1998) был представителем хэбэйской ветви синъицюань направления Лю Циланя по школе Ли Цуньи, учеником одного из "трех Ли" - Ли Цайтина. Родом из деревни Чжанцзучжуан округа Динсин провинции Хэбэй.

В молодости он много путешествовал вместе с Ли Дуньсу, сыном и учеником Ли Вэньтина. В Тяньцзине они помогали "трем Ли" в организации "Китайского союза бойцов", в Пекине - в работе "Общества любителей ушу", вели преподавание, пока не вернулись домой, к ведению сельского хозяйства.

Большую часть жизни наставник провел в деревне, хотя дети его давно и прочно обосновались в столице. Наставник не гнался за славой и выгодой. Добрейший человек, он всегда был "душой общества". Он глубоко постиг "искусство пестования жизненности" и суть искусства стилей "внутренней семьи", но не переставал в них совершенствоваться.

Для него не существовало границ школы, расы, национальности, он учил всех. Когда он приезжал в Пекин погостить, мы постигали у него искусство синъицюань; словами и движениями он объяснял принципы работы тела, не упуская ни одной мелочи; он преобразил нас физически и духовно. После байши (обряда принятия в школу) обучение шло так, что и словами не передать; казалось, жизни не хватит, чтобы постичь все те глубины искусства, которые мастер щедро открывал перед нами. Этот старый уже человек владел воистину непостижимыми секретами темного и мягкого усилия, в 95 лет двигался так же быстро, как молодой человек, знать не знал, что такое трость, преподавал и практиковал кулачное искусство как и раньше, время словно не имело над ним власти. Он ничем не болел и просто ушел из мира, дождавшись своего столетия.

Где-то в конце 1970-х  приехал в Пекин в отпуск (я в это время жил в Шаньси и уже 3-4 года занимался у наставника Ли Гуйчана), и однажды в парке, когда обсуждал с собратьями по школе секреты кулачного искусства, нашелся некий человек (объявлявший себя прямым учеником Хань Муся), который очень хотел помериться со мной силами. Мы решили, что сравнивать будем действительно только силу, и ничего больше.

Едва мы обо всем договорились, как противник тут же со всей силы ударил меня в живот; уклониться  было уже невозможно, так что оставалось только принять удар, воспользовавшись методами нейгун и наполнив даньтянь, как учили. Затем я в свою очередь попросил противника приготовиться, увидел, что он готов принять удар, применив так называемый "выброс усилия" (фа цзин). Я был так рассержен уго поведением, что, забыв о воинской добродетели, нанес сквозной удар в живот. Цвет лица у моего противника внезапно изменился, у него перехватило дыхание, он повернулся и пошел прочь. только потом я заметил, что рядом с нами стоит пожилой человек и внимательно смотрит за происходящим. Мне почему-то сразу подумалось, что он большой мастер.

Наше младшее поколение церемонно раскланялось, и старик начал разговор. Выяснилось, что он родом из Динсина, учился у "трех Ли", и ему уже восемьдесят (самому мастеру Сунь Сюю на момент встречи было 27 лет). Мы, в свою очередь, начали объяснять, что тут у нас происходит. Учитель сказал, что в этом нет нужды, он и так все понял по глазам, и добавил, что не всегда следует верить словам; надежнее слушать, как человек говорит, и следить за выражением его лица, так можно уберечь себя от многих неприятных неожиданностей. Занимаясь кулачным искусством, следует овладеть и этим гунфу. Если научиться правильно видеть, слышать и понимать намрения человека, то кулачные техники применять не понадобиться.

 После этого мастер каждый день приходил и смотрел, как я занимаюсь, никак это не комментируя. Время от времени я сам просил у него указаний и наставлений, на что он неизменно отвечал: "неплохо, неплохо", но и только. Я узнал у мастера его адрес и телефон, чтобы впоследствии иметь возможность с ним связаться. Когда отпуск закончился, я вернулся в Шаньси и попросил своих учеников (к тому времени у меня их было 3-4 человека) съездить в Чжанцзучжуан и от моего имени пригласить мастера приехать в гости ко мне в Шаньси.

Видимо, за время нашего общения в Пекине мастер понял, что мне можно доверять, и действительно приехал. Он гостил у меня около полугода, тогда же состоялась и церемония принятия в школу. Затем в течении многиз месяцев я получал наствления в кулачном искусстве хэбэйского направления и практики нэйгун.

Мастер Се Куй демонстрирует комплекс с алебардой в день своего 100-летия 

У Се Куя я освоил хэбэйские методы подготовки и хэбэйские варианты таких таолу, как бацзиньцюань, шиэрхунчуй, чунцю дадао и многие другие. Особенно ценными были полученные от наставника углубленные практики "пестования жизненности". Впоследствии мастер еще неоднократно приезжал и жил у меня в Шаньси, передавая методы нэйгун и все полноту учения синъицюань.

Наставник Се Куй всю свою жизнь избегал карьеры и почестей, не противопоставлял себя обществу, умел довольствоваться тем, что имел, был привязан к спокойной и размеренной деревенской жизни. Для нас он всегда был и остается примером для подражания. Он ушел из жизни в 1998 году, ничем не болея, в возрасте 101 года.

 

Из книги мастера Сунь Сюя "Искусство синъицюань"

На территории Российской федерации обучение по школе мастера Сунь Сюя ведет личный ученик мастера - Михаил Андреев, президент "Лиги синъицюань".

На территории Белоруссии обучение по школе мастера Сунь Сюя ведет личный ученик Михаила Андреева - Андрей Федоров, руководитель Центра изучения ушу и цигун "ФЭЙЛУН". 

VK
ОК
FB