На заметкуНа заметку

image

Ученик - это

не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь.
 
image

Если ты нашел свой путь,

не спеши тянуть многих.Просто иди вперед, и однажды, оглянувшись, ты увидишь, как много людей идет за тобой.
image

Когда человек

готов учиться, учитель всегда найдется.
  • Запишись на пробную тренировку.

    Запишись на пробную тренировку.

    Посмотреть расписание и записаться на тренировку можно здесь. Читать целиком
  • 1

Зачем нужны комплексы - таолу?

30 авг 2017

Таолу - это характерная для конкретного стиля оригинальная техника движений, форма, выражающая базовые принципы стиля. Практика таолу - общедоступный и общепринятый способ освоить нормативные требования стиля, стандартный метод изучения базовых форм, движений и приемов. Каждый род занятий, любая профессия подразумевает приобретение мастерства, будь то борьба шуайцзяо (где мастерство - это "искусство падения"), цинна (где мастерство - это "искусство захватов"), управление колесницей (где мастерство - это "искусство колес") и т. д.

Любой стиль имеет свою особую технику применения и набор приемов. Люхэцюань с самого начала складывался на основе превращения техники работы с копьем в прикладную технику рукопашного боя, поэтому его назвали "искусство крушащей руки". Изначально фиксированных таолу в стиле не было, вследствие этого лишь самые талантливые ученики могли полностью воспринять все возможности и технику стиля. Только эти немногие после долгого периода упорных тренировок, поисков и блуждания наугад понимали и осваивали такие принципы, как согласованная работа верхней и нижней частей тела, гармония внешнего и внутреннего, формирование целостного усилия, методы работы корпуса, передвижений, рук и были способны полноценно все это применять.

 

Однако даже те, кого этот долгий кружной путь в конце концов приводил к успеху, не могли передать свой опыт и знания ученикам. Каждое новое поколение учеников так же беспорядочно искало "свой" метод тренировок, опираясь на собственное понимание и собственный жизненный опыт. Положение осложнялось тем, что все люди разные, движутся, применяют силу и формируют усилия они тоже по-разному. поэтому методы обучения, подходящие одному ученику, оказываются бесполезны для другого. 

Постепенно становилось ясно, что для достижения истинной сути синъицюань - спонтанного действия, движений, управляемых намерением и не имеющих фиксированной формы, - необходимо введение на начальном этапе четких, конкретных, нормативных движений, которые подчинялись бы всем принципам стиля и могли использоваться для обучения учеников. Так появились формальные комплексы движений - таолу. Можно сказать, что таолу - это внешние формы движений, воплощающие приемы и методы тренировок конкретного стиля. При выполнении нормативных движений формируются и закрепляются на практике правильные методы работы тела, ног, рук, целостное усилие всего тела, вращательное движение корпуса; необходимость детально контролировать свои движения тренирует сознание и увеличивает скорость реакции; следование канонической форме естественным образом обеспечивает целостное формирование силы и передачи усилия.

Таким образом, при выполнении канонических движений успешно закладывается база стиля и методы тренировки, понимание требований и принципов стиля и т.д. Практика таолу учит управлению разнообразными усилиями в человеческом теле, умению контролировать обычно рассеянную силу. Эти навыки формируются при изучении формальных комплексов стиля, благодаря их четкой структуре, ритмичности, последовательности выполнения форм и движений; одновременно это тренировка духа и сознания, управления проявлением силы корпуса и конечностей.

Отметим, что комплексы-таолу - это никоим образом не сумма прикладных техник, разного рода усилий и способов их проявления. Все эти вещи содержатся в таолу "в свернутом виде", и таолу, как метод отработки навыков, только открывает путь к их изучению. Другими словами, изучать прикладную технику по движениям из таолу - это ошибочная практика. Есть такое анекдот: один ученик повторял движения за учителем более двух десятков лет. Как-то раз он повздорил  другим учеником, слово за слово, дошло до драки... Вернувшись к учителю, наш ученик стал спрашивать, как так получилось, что он учился 20 лет кулачному искусству, а первый встречный победил его с одного удара. Учитель засмеялся: "Просто вы с ним изучали разные таолу, вот ты и опростоволосился". Это, конечно, шутка, но в ней есть доля правды. Движения из формальных комплексов-таолу и реальная практика - это разные вещи.

Говорят, что в прежние времена учеников "внешних" и "внутренних" учили раздельно. Смысл такого подхода совершенно очевиден: только тот, кто успешно освоил начальный этап обучения, можно переходить к следующему, на котором учитель заново преподавал начальные формы и приемы их применения с учетом особенностей каждого человека, (это называлось "разобрать на части и собрать заново"); тогда же ученику раскрывались секреты прикладной техники.

При таком обучении шел очень строгий отбор, и далеко не каждый ученик доходил до уровня гунфу - внутреннего мастерства. У такого подхода была и другая сторона, например, опасение передать мастерство недостойному человеку.

Такой подход привел к тому, что очень многие хорошие, подлинные стили в конце концов полностью или частично утратили свою прикладную, боевую технику, и нам сейчас нужно приложить все возможные усилия, чтобы ее восстановить как часть нашего культурно-исторического наследия.

Из книги мастера Сунь Сюя "Искусство синъицюань"

На территории Российской федерации обучение по школе мастера Сунь Сюя ведет личный ученик мастера - Михаил Андреев, президент "Лиги синъицюань".

На территории Белоруссии обучение по школе мастера Сунь Сюя ведет личный ученик Михаила Андреева - Андрей Федоров, руководитель Центра изучения ушу и цигун "ФЭЙЛУН". 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

VK
ОК
FB